Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Настройки отображения

Официальный сайт МКУК "Северский историко-краеведческий музей"

В центре любой казачьей станицы всегда возвышался храм, который был всегда самым красивым и величественным зданием куда люди шли в горе и в радости. Рождался человек его крестили в церкви, уходил из жизни – его отпевали там же. В станичном храме люди заключали браки, здесь же проводились самые торжественные мероприятия и большие государственные праздники. Населенный пункт не мог считаться самостоятельным поселением, если в нем не было своей церкви, а её состояние и красота убранства всегда были предметом особой заботы и гордости жителей. Поэтому, при создании любого нового населенного пункта в первоочередном порядке строился храм. Так было и после образовании станицы Северской.

Особо необходимо отметить и тот факт, что, собираясь в далекий путь, первые поселенцы станицы взяли с собой свои святыни. Они были доставлены бывшими запорожцами из сербского монастыря в начале XIX века и достались северцам по наследству. При переселении из станицы Никольской наиболее ценные церковные вещи были разделены между поселенцами, основавшими станицы: Северскую, Азовскую и Папайскую. Прежде всего, это частица мощей святого Харлампия в серебряном ящике и вделанная в серебряную серпообразной формы коробочку. Две серебряные лампады ажурной работы с изображениями святых и греческими надписями, книга «Круг миней месячных», напечатанная в 1750 году, книга «Последование на преславный день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа», напечатанная в 1762 году и деревянный обрамленный в серебро крест с надписью «За упокой Николая». В пути следования на Кубань реликвии находились под особой охраной и использовались по назначению станичным священником, который следовал в составе каравана.

При переселении вместе с партией казачьих семей следовал священник станицы Никольской отец Иоанн Дементьев, который считается и первым духовным пастырем станицы Северской. Практически сразу же после поселения казаков и их семей на берегах реки Убин-Су, был образован станичный церковный приход. Станица была включена в состав 18-го благочинного округа Кубанской епархии. Станичный церковный причт состоял из священника и двух псаломщиков. Первоначально богослужения проводились на открытом воздухе, а церковные ценности хранились в доме уважаемого всеми казака Ивана Павловича Коваля.

До строительства станичного храма – венчания, крещение детей, отпевание умерших совершались в церкви соседней станицы Ильской. Это было очень неудобно и морально тяготило северцев. Поэтому, было принято решение построить временный молитвенный дом. 18 октября 1864 года под руководством первого начальника станицы хорунжего Г.М. Волика был проведен полный станичный сбор, на котором был единогласно принят общественный приговор №9 о строительстве временного станичного молитвенного дома. В этом документе говорилось: «Считаем нужным построить на первый раз в станице Северской рубленный молитвенный дом, в котором возможно было исполнять богослужения…». Данный приговор, вместе с рапортом был доставлен станичным судьей урядником Приходько командиру Абинского полка подполковнику А.Д. Есакову и был одобрен им. После этого, станичное правление заключило договор на строительство молитвенного дома с уроженцем Маршанского уезда Тамбовской губернии Михаилом Гребеньковым. По договору, последний, обязывался построить деревянный молитвенный дом размером 20 на 10 аршин, с открытым поднавесом и колокольней. Общая стоимость строительных работ составляла 600 рублей. На станичном сборе также было принято решение постоянно контролировать качество и темпы ведения строительных работ. Для этого, были назначены «хорошего поведения казаки» Григорий Коломиец и Степан Снопко. По окончании работ они должны были на станичном сборе доложить обществу о расходовании денежных средств при строительстве временного храма.

Место для строительства было определено в самом центре строящейся станицы на возвышенности. Сразу после проведения станичного сбора, 18 октября 1864 года место под временный храм было освящено главным священником Абинского полка Евфимием Петровичем Тимофеевским совместно с первым священником станицы Иоанном Дементьевым в присутствии членов станичного правления, большого количества простых казаков и членов их семей.

Таким образом, несмотря на огромные трудности, которые пришлось переносить первым жителям станицы при поселении, строительство временного храма началось уже в год поселения. Несмотря на наступление осени и зимние морозы, строительные работы продолжались. К 11 июля 1865 года временный молитвенный дом был полностью построен и в нем начали проводиться богослужения.

Три года жителям станицы приходилось довольствоваться временным храмом, но, конечно же, на этом казаки не успокоились. В 1868 году первый глава станичного прихода, Иоанн Дементьев поставил вопрос о необходимости строительства полноценной станичной церкви. Новый начальник станицы, сменивший на этом посту хорунжего Г.М. Волика, сотник Аполлон Михайлович Муравьев энергично поддержал инициативу отца Иоанна.

Сотник А.М. Муравьев, был не только начальником станицы, но и командиром 6-й сотни Абинского полка, подчиняясь непосредственно его командиру. Благодаря его авторитету и настойчивости, удалось выхлопотать большое, по тем временам, пособие в размере 10 тыс. рублей на постройку настоящей станичной церкви. После этого, было принято решение составить архитектурный проект и найти хорошего подрядчика для строительства будущего храма.

Но денег, выделенных из войскового бюджета, на строительство церкви не хватило. Смета её постройки составила 16 тыс. 750 рублей. Для того, чтобы собрать недостающую денежную сумму был объявлен сбор пожертвований. Жители станицы в добровольном порядке отказались от порционных денег за три месяца и продали провиант за два месяца, а также добровольно обложили себя денежным взносом: по 2 рубля 62 копейки с каждой головы крупного рогатого скота и по 10 рублей с каждой семьи. В первой половине 1867 года удалось собрать 1 тыс. 740 рублей серебром. Сбор денег продолжался больше года и только в 1868 году под руководством уже нового станичного начальника, сменившего сотника А.М. Муравьева, – урядника Василия Алексеевича Ткаченко.

Строительство храма всегда было очень серьезным мероприятием и тщательно контролировалось вышестоящими властями. О планах строительства северской станичной церкви было доложено Наместнику на Кавказе великому князю Михаилу Николаевичу и, эта инициатива, была одобрено им. Это также свидетельствует о том, что подобные решения принимались на самом высоком уровне. Место под строительство выбиралось станичным правлением совместно с командиром Абинского полка полковником В.Н. Белюстиным, а также главным священником полка Е.П. Тимофеевским и было определено на восточной пощади у кургана, где ранее был пост Северского драгунского полка. Однако, прибывший в станицу войсковой архитектор Кубанского казачьего войска подполковник Черников не утвердил этого решения. Проблема заключалась в том, что место для застройки было небольшого размера, а вокруг размещалось 8 самых лучших домов в станице. Эта скученность, могла привести к самым печальным последствиям в случае возникновения пожара.

Войсковой архитектор определил другое место для строительства церкви. Он предложил строить храм на центральной площади, но для этого необходимо было снести саманный дом и сарай казака Даниила Головченко, а также разобрать и перенести в другое место рубленное здание станичного правления. Чтобы урегулировать все возникшие разногласия 24 ноября 1868 года был проведен общий сбор жителей станицы. После детального обсуждения возникших проблем, казаки согласились с предложением подполковника В.Е. Черникова и вынесли соответствующий приговор. Следует отметить, что этот общественный приговор был подписан не только начальником станицы сотником А.М. Муравьевым, станичными судьями урядником Барабашенко, приказным Лозинским и писарем урядником Спиваченко, но и всеми казаками станицы.

Перенос места строительства порождал новые расходы: на компенсацию сноса домовладения казака Д. Головченко и перенос здания станичного правления. Чтобы не вводить весьма ограниченный станичный бюджет в дополнительные расходы, было найдено приемлемое решение, которое свидетельствует о том, что жители станицы готовы были на большие жертвы ради строительства церкви. Прямо на сборе нашлись добровольцы, которые взялись за свой счет разобрать здание станичного правления и перенести его на новое место. Данную работу согласились выполнить приказный Василий Самойленко и казак Митрофан Ковалев. За это, они освобождались от всех общественных повинностей и нарядов на службу в течение шести лет, а также от денежных сборов на строительство церкви. Освобождение от службы двух казаков было серьезной жертвой для станичников, так как в станице числилось всего 9 урядников и 99 служивых казаков, а нарядов было большое количество. Это решение станичников было утверждено командиром Абинского полка.

Перенос здания станичного правления с центральной площади на восточную был полностью завершен в августе 1869 года. Об этом официальным рапортом было доложено командиру Абинского полка, который был подписан новым станичным начальником урядником Ткаченко и станичным судьей приказным Люшней. Таким образом, ради выгодного местоположения станичного храма, жители станицы пошли даже на перенос станичного правления.

Для поиска подрядчика и заключения договора, на станичном соборе были избраны доверенные лица из числа наиболее опытных и авторитетных станичников: Константин Галацан, Семен Олейник, Емельян Голуб, Павел Снопко, Наум Карпенко, Ефрем Малиновский, Григорий Коломиец, Роман Яковенко, Петр Баранник, Константин Костогрыз 1-й. После проведенного рассмотрения всех поступивших предложений, был заключен договор на строительство станичной церкви с уроженцем г. Азова Екатеринославской губернии мещанином И.К. Поповым.

В соответствии с договором станичную церковь надлежало строить из дубовых бревен и с крышей из демидовского железа. Иконостас необходимо было расписать академической живописью, которая располагалась на иконостасе, имеющем три яруса. Верхний ярус завершался большим крестом вокруг которого помещались две резные фигуры из библейских сюжетов. Престол и жертвенник с двумя налоями (аналоями) и киотами. При дверях должны быть изготовлены каменные сходы и деревянные перила, ограда храма должна иметь ворота и две калитки. Кресты на церкви и колокольне большие, железные с позолотою, на остальных четырех главах маленькие, желтые с небольшими шарами также покрытыми позолотою. При церкви также строилась сторожка с двумя комнатами размерами 12 на 8 аршин. В соответствии с договором, строительные работы были начаты 1 сентября 1868 года.

На основании приказа командира Абинского полка и в соответствии с предписанием №4120 рубка дубового леса для строительства церкви была произведена в юрте станицы Азовской. Камень на фундамент, на основании предписания полкового командира №4243, также заготовили в русле реки Убин-Су в районе станицы Азовской.

Собранные на строительство церкви деньги, первоначально, хранились во временном молитвенном доме. Однако, из-за опасности хищения было принято решение передать их на хранение в кассу Абинского полка. Станичный начальник сотник А.М. Муравьев, станичные судьи урядник Барабашенко и приказный Лозинский, а также станичный писарь урядник Спиваченко организовали отправку денег. В это время полковым казначеем был первый станичный начальник, хорунжий Г.М. Волик. 26 июня 1867 года, с санкции командира полка, он, под квитанцию, принял деньги на хранение. Кроме того, через полкового казначея хорунжего Г.М. Волика, 380 рублей из церковных сумм было дано под проценты сроком на один год хорунжему Абинского полка Лебедеву. По ним был получено дополнительно 18 рублей в качестве процентов. Эти деньги были впоследствии израсходованы вместе с основной суммой на строительство церкви.

Однако собранной суммы на строительство также оказалось недостаточно. Не хватало еще 4 тыс. 600 рублей собственно на строительство церкви и 250 рублей на компенсацию казаку Д. Головченко за снос его домовладения. Только к концу 1868 года необходимая сумма была собрана. После этого, было принято решение получить деньги в полковой кассе. Для их получения, сопровождения и охраны в штаб полка, находящийся в станице Холмской, станичным правлением была отправлена специальная вооруженная команда из наиболее ответственных казаков в составе: урядник Константин Галацан, урядник Григорий Коломиец, урядник Василий Федоренко и казак Харлампий Бойко. 16 июня 1868 года деньги были получены и в сопровождении вышеупомянутых представителей доставлены в Северскую.

Получив денежные средства, станичное правление заключило контракт с И.К. Поповым на постройку храма, выдав ему задаток в сумме 2 тыс. рублей серебром. Строительство храма шло со значительными трудностями и часто тормозилось по, различного рода, причинам. В начале марта 1869 года для проверки хода строительства была образована комиссия, которая проверила состояние работ и констатировала, что строительство не продвигается вперед, а сам подрядчик не находился на стройке. На основании выводов комиссии 18 марта был издан приказ по Абинскому полку №140, где предписывалось провести тщательное расследование и принять соответствующие меры к виновникам.

Возникали и другие трудности и, прежде всего, финансового характера. Сметная сумма на строительство постоянно возрастала и её несколько раз приходилось корректировать в сторону увеличения. Чтобы внести соответствующую корректировку каждый раз приходилось проводить полный станичный сбор и утверждать новую смету. Последний общественный сбор был проведен 22 июня 1869 года и был посвящен корректировке денежных сумм на сооружение церковного иконостаса. Это объективно увеличивало сроки строительства, что порождало обеспокоенность у командования Абинского полка. В связи с этим, предписанием №4399 командир полка приказал станичному начальнику каждые 7 дней лично докладывать в полковое правление о ходе строительства станичной церкви.

Командование Кубанским казачьим войском также контролировало ход строительства. 2 сентября 1869 года в станицу прибыл помощник войскового архитектора Филиппов. В своем докладе в Кубанское областное правление чиновник отметил, что строительство идет хоть и не спешно, но добросовестно. В цокольную часть положен хороший камень, идет рубка стен церкви, сделана половина шатровой части крыши. Этот доклад свидетельствует о том, что к осени 1869 года не менее половины общего объема работ было уже выполнено.

Постоянный контроль со стороны вышестоящих органов власти побудил станичное правление еще более детально контролировать ход строительных работ. С сентября 1869 года станичные сборы по вопросам строительства церкви стали проводиться ежемесячно. На них, с общего согласия, принимались приговоры буквально по всем проблемам строительства. Это позволило оперативно решать возникающие проблемы, вносить необходимые коррективы в финансовые расчеты, что существенно ускорило темпы строительства.

В середине октября 1870 года строительство станичной церкви было завершено, о чем станичный начальник хорунжий Шевченко рапортом доложил новому командиру Абинского полка войсковому старшине Д.М. Подгурскому. Для её приема была создана комиссия, состоящая из офицеров полка, в которую входили: главный полковой священник Е.П. Тимофеевский, сотник А.М. Муравьев, сотник Г.М. Волик и хорунжий Шевченко. Возглавил комиссию один из старших офицеров полка есаул Сердюков.

После тщательного осмотра, 21 октября 1870 года, члены комиссии приняли церковь у застройщика и подписали официальный акт приемки, который был 5 ноября утвержден помощником войскового архитектора Филипповым. Эту дату можно считать временем окончания строительства Северской станичной церкви, которая долгие годы являлась духовным и культурным центром для всех её жителей.

4 января 1871 года в торжественной обстановке церковь была освящена в честь очень почитаемого казаками чудотворца Св. Николая Мирликийского – великого христианского Святого, прославившегося чудотворными деяниями при жизни и после смерти. Храмовый праздник отмечался 9 мая – день перенесения мощей этого святого итальянскими купцами в 1807 году из города Бари в его родной город Миры Ликийские.

Необходимо также отметить, что станичная церковь была построена на возвышенном месте в самом центре станицы, поэтому её шатровая часть и колокольня значительно возвышались над всеми станичными домами. Звон церковного колокола был слышен далеко за пределами станицы. Церковь сразу же стала самым притягательным местом для всех жителей Северской и придала станичному центру неповторимый и нарядный вид.

Старый молитвенный дом был продан станичным обществом на слом екатеринодарскому купцу Николаю Ивановичу Ананову. После его сноса на месте бывшего алтаря на общественные деньги был выкопан глубокий колодец, который просуществовал до 1907 года, когда по причине ветхости произошло его обрушение. Тогда станичное общество на свои средства соорудило на этом месте маленькую часовню, которая служила напоминанием жителям станицы о первоначальном месте расположения станичных святынь.

До революционных событий 1917 года станичный храм и территория вокруг него несколько раз реконструировалась и расширялась. Для этого, станичное общество выделяло значительные денежные средства и церковь всегда имела образцовый внешний вид.

После утверждения советской власти, под воздействием целенаправленной антирелигиозной пропаганды, количество прихожан церкви значительно сократилось, а в конце 1930-х годов она была закрыта и быстро пришла в ветхое состояние. В 1940 году церковь была окончательно разрушена, элементы её конструкции долгое время лежали под открытым небом и с началом Великой отечественной войны были постепенно утрачены.

К сожалению, в настоящее время мы лишь примерно знаем, где находилась станичная церковь и пока у нас нет сведений, где находился временный молитвенный дом.

Миронов И.Ф. Станица Северская Екатеринодарского отдела Кубанской области 1864–1914 гг. (К пятидесятилетнему юбилею станицы). Екатеринодар: Типо-литография С. Казарова, 1914. С. 39–40.

Причт – в Русской православной церкви название группы лиц, служащей при каком-либо одном храме (приходе).

Миронов И.Ф. Указ. соч. С. 39.

Аршин – в метрической системе составляет 71 сантиметр.

ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 133. Л. 2–4, 7.

Миронов И.Ф. Указ. соч. С. 38.

Там же.

ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 424. Л. 1-7.

ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 506. Л 63.

ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 520. Л 4.

Там же. Л. 2–3.

ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 506. Л 14.

Аналой (налой) – подставка для книг.

Киот – особый шкафчик или застекленная полка для икон.

ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 506. Л. 37–41.

ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 506. Л 71–75.

Там же.

Там же.

ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 424. Л 4.

ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 506. Л 201.

Там же. Л 249.

ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 506. Л. 142, 240.

Там же. Л. 415.

Там же.

Миронов И.Ф. Указ. соч. С. 38.

Социалистическое табаководство. 1940. 1 марта.