Горгонейон

В Северском историко-краеведческом музее хранится очень интересный экспонат горгонейон. Горгонейон (др.-греч. Γοργόνειον, мн. ч. Γοργόνεια — «принадлежащее горгоне»)— маска-талисман от сглаза с изображением головы горгоны Медузы, которым в период античности украшали здания и различные предметы (в том числе монеты) с целью оберега от зла. В искусстве Нового времени горгонейон превратился в декоративный мотив.

Горгонейон являлся изображением головы горгоны, как известно, своим взглядом обращавшей в камень. После убийства Персеем чудовища эта голова была прикреплена на эгиду Афины, чтобы устрашать врагов богини.

Горгонейон — самый известный вид апотропайона (др.-греч. ἀποτρόπαιον, «изображение, отводящее порчу»), карикатурно уродливого изображения, вызывавшего одновременно и смех, и испуг. Плутарх говорит, что подобный талисман притягивает дурной взгляд недоброжелателя, отвлекая его от жертвы. Некоторые исследователи предполагают, что эта ритуальная маска предшествовала сложению общеизвестного мифа о горгонах и Персее: «ритуальный объект возник первым; затем был придуман монстр, чтобы соответствовать этому лицу; герой же, убивающий чудовище, появился в мифе ещё позже». Одним из доводов, подкрепляющих эту теорию, которая распространяется также на Сфинкса и Химеру, является то, что египетское искусство знает Сфинксов, но не знает никакого Эдипа, а в искусстве собственно античном количество Горгон и Химер, изображенных отдельно, в количественном отношении многократно превосходит изображения их с героями-победителями (в каталоге LIMCIII 1, S.189 изображений горгон отдельно около 300 образцов против 30 горгон вместе с Персеем).

Маски с похожими ужасными лицами можно обнаружить во многих древних и примитивных культурах, от Перу до Таиланда.

Точная дата начала использования этого охранного талисмана неизвестна. В античность он был чрезвычайно популярен, о чём свидетельствует большое количество дошедших археологических свидетельств. Согласно орфическим доктринам, горгонейон был символом лунарного диска. Традиция сохранилась в Византии, использовалась гностиками, встречалась на Руси, и только в искусстве Нового Времени горгонейон стал простым декоративным узором, не несущим магической функции. Тем не менее, этот сюжет, (возможно и благодаря своей художественности), до сих пор остаётся популярной темой татуировок. А уголовной среде изображение головы горгоны (с мечом и горящим факелом) толкуется как «символ, отвращающий опасность; „за зло отомщу“», что очевидно перекликается с изначальным смыслом горгонейона.

Происхождение иконографии горгонейона остаётся неясным. Утверждают, что исходный тип — лицо, искривлённое в гримасе, с высунутым языком и кабаньими клыками встречается уже в финикийском искусстве, ещё до греческих мастеров, которыми он был воспринят и постепенно преобразован. Также место зарождения данного изображения ищут в Древнем Египте. Схожее изображение женщины обнаружено в минойском искусстве (найдена в Кноссе, относится к 1500-1450 г. до н. э.). Самые древние горгонейоны в древнегреческом искусстве были обнаружены при раскопках Тиринфа и относятся к 700 г. до н. э.

В античные времена изображения Медузы были распространены: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, одежде, предметах обихода, оружии, инструментах, украшениях, монетах, фасадах зданий и проч. Эта традиция встречается у древних греков, римлян, а также этрусков.

Было принято украшать горгонейоном различные предметы интерьера — мозаичный пол перед входом, дверной молоток и прочее, чтобы отпугнуть входящее зло. Горгона изображалась на акротерии, у этрусков — на антефиксе при входе в храм.

Иконография головы Горгоны — характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов — «змеевиков», где она является изображением древнегреческого бога пресной воды "Тетиса", отцом которого является бог моря, входящий в водный пантеон бог Океан.

На амулете ярко выражена преемственность древнегреческого водного культа и культа Христа. Бог океан, так же изображён на иконографии "Крещение Иисуса Христа".

Появившись в русской культуре в XI—XII вв., змеевики продолжают бытовать вплоть до XV—XVI вв. На лицевой стороне находилось изображение какого-либо христианского сюжета, например, Богородицы, Михаила-архангела, Бориса и Глеба, проч., и греческая надпись-молитва, а на оборотной стороне, прилегавшей к груди владельца и невидимой для окружающих, господствовали два восходящих к античности сюжета: отрубленная голова горгоны Медузы со змеями, вырастающими из неё, и змееногая прародительница скифов, также окружённая змеями. Самый знаменитый из древнерусских змеевиков — «Черниговская гривна Владимира Мономаха». Эти артефакты являются свидетельством преемственности греческим культом воды, ново-зародившегося Христианства и его учений.

Голова Медузы в период классицизма и ампира, воскресившего античные мотивы, в том числе и этот, стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в украшении зданий и оград. К примеру, она является очень часто встречающимся мотивом в чугунном и кованном декоре Санкт-Петербурга, красуясь, в частности, на ограде 1-го Инженерного моста и решётке Летнего сада со стороны Мойки. Горгонейон можно встретить как в архитектуре этой эпохи, так и в отделке мебели и холодного оружия, например, на эфесах шпаг.

В 20 веке Горгонейон стал эмблемой дома Версаче.

slaid 1